Таємниця портрету "Джоконди" Леонардо да Вінчі полягає в її усмішці? Чи в тому, хто саме зображений на портреті? На портреті, який придбав король Франції Франциск І у Леонардо, і нині зберігається у музеї Лувра, зображена... Цю таємницю відкрив відомий італійський мистецтвознавець та архітектор Джорджо Вазарі у своїй книзі "Життєписи найславетніших живописців, скульпторів та архітекторів" ще у 1550 р. Зображення: Мона Ліза. Леонардо да Вінчі. 1503-1506 рр. Олія на дереві тополі. 77 см х 53 см Музей Лувра, Денон, 1 поверх, 6 зал. В розділі, присвяченому Леонардо да Вінчі, Д. Вазарі пише наступне. Жизнеописание Леонардо да Винчи, флорентийского живописца и скульптора (1452-1519). ...Леонардо взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет его жены, Моны Лизы, и, потрудившись над ним четыре года, так и оставил его незавершенным. Это произведение находится ныне у короля Франции Франциска, в Фонтенбло(34). Изображение это давало возможность всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе, легко в этом убедиться, ибо в нем были переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописи. Действительно, в этом лице глаза обладали тем блеском и той влажностью, какие мы видим в живом человеке, а вокруг них была сизая красноватость и те волоски, передать которые невозможно без владения величайшими тонкостями живописи. Ресницы же благодаря тому, что было показано, как волоски их вырастают на теле, где гуще, а где реже, и как они располагаются вокруг глаза в соответствии с порами кожи, не могли быть изображены более натурально. Нос, со всей красотой своих розоватых и нежных отверстий, имел вид живого. Рот, с его особым разрезом и своими концами, соединенными алостью губ, в сочетании с инкарнатом лица, поистине казался не красками, а живой плотью. А всякий, кто внимательнейшим образом вглядывался в дужку шеи, видел в ней биение пульса, и действительно, можно сказать, что она была написана так, чтобы заставить содрогнуться и испугать всякого самонадеянного художника, кто бы он ни был. Прибег он также и к следующей уловке: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал при ней певцов, музыкантов и постоянно шутов, поддерживавших в ней веселость, чтобы избежать той унылости, которую живопись обычно придает портретам, тогда как в этом портрете Леонардо была улыбка, настолько приятная, что он казался чем-то скорее божественным, чем человеческим, и почитался произведением чудесным, ибо сама жизнь не могла быть иной. И вот благодаря совершенству произведений этого божественного художника слава его разрослась настолько, что все, кто ценил искусство, более того, даже весь город, мечтали о том, чтобы он оставил им какую-нибудь о себе память, и повсеместно речь шла о том, чтобы поручить ему какое-нибудь значительное и крупное произведение, благодаря которому город был бы украшен и почтен тем же изобилием таланта, обаяния и ума, каким отличались творения Леонардо. Примітки: 34) Речь идет о знаменитой "Джоконде", находящейся теперь в Лувре. Використані джерела: 1. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Полное издание в одном томе. - М.: Альфа-книга, 2008. - 642 с. http://krotov.info/acts/16/more/vazari_01.html 2. http://www.louvre.fr/